Позвольте задать Вам вопрос о свободе совести и джихаде

Содной стороны, ислам утверждает: “Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения…” (Священный Коран, 2:257); “И скажи: “Истина – от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует”…” (Священный Коран, 18:28). Эти аяты – воплощение терпимости, они предоставляют каждому свободу совести. С другой стороны, из аятов: “О пророк, борись с неверными и лицемерами и будь жесток к ним! Их убежища – геенна, и скверно это возвращение!” (Священный Коран, 66:9); “…Если же они отвратятся, то схватывайте их и убивайте, где бы ни нашли их. И не берите из них ни друзей, ни помощников” (Священный Коран, 4:91); “Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день, не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истины – из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными” (Священный Коран, 9:29), следует, что ислам призывает применять силу и оружие и распространять религию насильственным путем. Как совместить, примирить эти утверждения? В чем смысл призывов ислама к джихаду?

Около тринадцати лет Пророк тайно и открыто призывал мекканцев к единобожию, призывал принять великую идею, принесенную исламом. Затем он обратился к жителям Таифа1 и Медины2. На произнесенные им в разных местах проповеди первыми откликнулись мединцы, причем откликнулись всей общиной. Очень скоро в Медине не осталось ни одного дома, в который не проникла бы идея единобожия. Медина стала первой столицей исламского мира и колыбелью исламской цивилизации. Вплоть до этого дня служение исламу, процесс его распространения осуществлялись без принуждения, без применения силы и оружия. Каждый внимал, изучал, размышлял и по своей воле выбирал светлый путь.

Так возникла особая среда, в которой могли жить и пропагандировать ислам мусульмане, а это означало для них свободную и мирную жизнь в соответствии с их внутренними убеждениями, верой и принципами.

По мере того как эта новая община становилась известной на всем Аравийском полуострове, превращалась в своего рода святилище для погруженного во тьму и мрак человечества, племя курейшитов, издавна питавшее непримиримую вражду к исламу, неистовствовало все больше и больше и не упускало случая напасть на мусульман и ислам, стремилось во что бы то ни стало расправиться с новой для него религией. Эта их страстная мечта и непримиримая враждебность породила вихри, разбушевавшиеся над новой религией, переживавшей тогда свою только-только расцветающую весну. Стараниями сасанидов и Византийской империи эти вихри потом усилились и с тех пор все время враждебно веют над исламом и мусульманами.

Истоки вражды, испытываемой к исламу иноверцами по сей день, уходят в те времена, когда в Медине закладывались основы исламской государственности. Борьба ислама против всякого рода ложных и извращающих истину мнений, его горячее стремление вернуть людям утерянное достоинство, война против сословных предрассудков настроили против него и идолопоклонников, и многих из людей Писания.

Именно поэтому при жизни нашего Пророка возникали войны с мощными объединениями и группами идолопоклонников, христиан и иудеев, стремившихся погасить свет ислама. Было бы полезно классифицировать эти три группировки и рассмотреть каждую в отдельности.

1. Мекканские язычники.
2. Иудеи Медины и Хайбара.
3. Византийцы и подчинявшиеся им арабы Гассана.

Мекканские язычники

Как мы уже отмечали, в течение тринадцати лет наш Пророк с исключительным терпением и выдержкой переносил в Мекке невообразимые притеснения. Он стойко продолжал выполнять свою миссию, беря пример с предшествовавших ему пророков, вдохновляясь аятами: “Терпи же, как терпели обладатели твердости из посланников, и не торопи в угоду им! В тот день, когда они увидят то, что обещано, как будто бы они пробыли только час дня” (Священный Коран, 46:34, 35); “Терпи же, ведь обещание Аллаха – истина, и пусть не считают тебя легкомысленным те, которые не имеют уверенности!” (Священный Коран, 30:60); “Терпи же! Поистине, обещание Аллаха – истина; проси прощения за грех твой и возноси хвалу Господу твоему вечером и утром!” (Священный Коран, 40:57).

После тринадцати лет, в течение которых Пророк испытал всевозможные мучения, давление врагов стало невыносимым. Оно было столь велико, что мусульмане больше не могли жить в Мекке. В это время было получено позволение переселиться, и мусульмане, оставив родные места, даже детей и семьи, стали один за другим уходить в Медину. После их переселения язычники совсем распоясались и стали грабить оставленное мусульманами добро. Отныне у мусульман ни в Мекке, ни в Медине не было никакого имущества. Приветствуя их, благословенный город Медина открыл им свои объятия, приветствуя их. Но у тех не было ни собственной крыши над головой, ни даже куска хлеба. Благородные жители этого священного города, по праву называвшиеся ансарами3, старались помочь чем только могли прибывающим один за другим беженцам и не показывать им, что те кому-то в тягость. Однако последние, с одной стороны, испытывали угрызения совести от того, что стали обузой для чужих людей, а с другой – видели, как повсюду на базарах распродается украденное у них имущество. И они укреплялись в своем стремлении добиться торжества справедливости и вернуть свое добро.

Итак, с одной стороны, были несчастные и многострадальные люди, у которых всячески пытались отнять право на жизнь, с другой – злые и жестокие люди, изгнавшие мусульман из родных мест, а затем захватившие и присвоившие их имущество… Если вспомнить еще и попытки мединских иудеев и лицемеров натравить многобожников из племени курейшитов на мусульман с целью погасить свет ислама, то воистину нельзя не поражаться долготерпению и выдержке мусульман, их покорности Воле Аллаха.

Именно в этот момент, когда зло и несправедливость стали невыносимы, а терпение мусульман истощилось, до них дошла весть о том, что мимо Медины караван курейшитов везет груз, среди которого есть и добро, награбленное у мусульман. До сих пор все их имущество было в руках у язычников. И они подумали о восстановлении справедливости, об избавлении мединцев от тяжелой ноши. Между тем Аллах указал правоверным, как наказать многобожников, победить мединских иудеев и лицемеров, то есть как рассчитаться с курейшитами и остановить, поставить на место это огромное чудовище, желавшее напасть на мусульман: “Дозволено тем, с которыми сражаются, за то, что они обижены… Поистине, Аллах может помочь им, – тем, которые изгнаны из своих домов без права, разве только за то, что они говорили: “Господь наш – Аллах”…” (Священный Коран, 22:40, 41). Подобные аяты разрешили джихад, а другие содержали приказ любыми способами пресечь деятельность тех, кто совершает зло по отношению к мусульманам, кто нападает на них, захватывает их дома и земли, грабит имущество: “И убивайте их, где встретите, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас: ведь соблазн – хуже, чем убиение…” (Священный Коран, 2:187). Да, спустя тринадцать лет, в течение которых эти многострадальные и несчастные люди подвергались разбою в своей стране и были изгнаны из родных мест, испытывали тысячи несправедливостей и нуждались в куске хлеба, им было позволено рассчитаться с врагами и показано, как вернуть отнятое у них добро. Отныне они могли открыто провозглашать имя Аллаха и сражаться с теми, кто стремился помешать этому. Божественное откровение: “И почему вы не сражаетесь на пути Аллаха и за слабых из мужчин и женщин и детей, которые говорят: “Господи наш! Выведи нас из этого селения, жители которого тираны, и дай нам от Тебя покровителя и дай нам от Тебя помощника”?” (Священный Коран, 4:77), предписывало им сражаться во имя Аллаха, за честь ислама и, вызволив из рук неверных замученных ими стариков, беспомощных детей и женщин, даровать им свободу, защищать их и заботиться о них. Целью этой борьбы было вернуть право на жизнь тем, у кого оно было отнято, помочь обрести уважение тем, кто его потерял, победить тех, кто препятствовал распространению ислама. И по воле Аллаха все намеченное свершилось, когда при Бадре произошло великое сражение. Не знаю, найдется ли человек, который после всех описанных злодеяний, совершенных лицемерами и язычниками, осудил бы эту битву…

Сражение при Ухуде

Привыкшие творить насилие и зверства, сделавшие своим ремеслом разбой и грабеж, агрессивные и самодовольные курейшиты не сумели стерпеть своего поражения при Бадре. Мысль о том, что они не смогут больше грабить, что лидерство может перейти от Мекки к Медине выводила курейшитских деспотов из себя и вызвала у них стремление отомстить, взять реванш. Ведомые чувством ненависти и жаждой мести, они дошли до Медины и в свойственном им стиле ведения войны напали на мусульман. В этом сражении мусульмане придерживались исключительно оборонительной тактики, поскольку никак иначе защитить свою веру, честь и достоинство они не могли. Да и никто другой не мог бы и не должен был бы…

Хандакская битва

Неугасающая ненависть многобожников после битвы при Ухуде разгорелась с новой силой, и в последующие месяцы этот пожар, подпитываемый враждебностью местных иудеев, распространялся все дальше и дальше. Стремясь затмить сияние ислама, он охватил светлый город Медину. Многолетняя ненависть и злоба язычников, иудейский план и расчет объединились с целью задушить маленькую общину мусульман. В ответ на это мусульмане с невиданным прежде упорством и мужеством защищали свою веру, честь и достоинство. Они проявили величайший героизм, которым можно гордиться вечно и который сохранится в сердцах как самое прекрасное воспоминание.

Хандакская битва тоже была оборонительной, и такую битву имеет право вести любой народ, подвергшийся агрессии.

Взятие Мекки

Взятие Мекки – это деяние, достойное Пророка. Это долгожданное завоевание, которое мусульмане стремились осуществить без кровопролития и целью которого было возвращение на родину жестоко изгнанных мусульман: ограбленных, лишенных имущества, желавших вернуться в свои дома, ухаживать за своими садами и посевами. Надо было, преодолев все препятствия, освободить от идолов Каабу, обращаясь лицом к которой, они совершали пять раз в день молитву; освободить находящихся в руках у язычников слабых, многострадальных, беспомощных женщин и детей, отвоевать их право нормально жить и открыто служить Господу. К тому же это было благословенное завоевание, открывшее дорогу массовому принятию ислама всеми племенами и народами, ранее жившими, чувствовавшими и думавшими так, как того желали правители Мекки.

Завоевание Мекки было осуществлено по продуманному плану. Посланник Аллаха сказал: “Тот, кто войдет в дом Абу Суфяна, тот, кто укроется в доме Хакима бин Из’а, тот, кто укроется в Каабе, и те, которые, зайдя в собственные дома, запрут двери, могут считать себя находящимися в безопасности”. И грубые, нетерпимые люди внезапно смягчились от подобного благородного поведения и величия, от объявленного всеобщего помилования. Вместе с сердцами открылись и их глаза. Они пожелали стать верующими гражданами правоверного города. Эти люди страдали от чувства стыда за то, что совершили до того дня, и жаждали искупить свои грехи.

Из этих кратких тезисов видно, что Посланник Аллаха вел все эти сражения во имя пропаганды веры, восстановления справедливости, защиты угнетенных и униженных, очищения от препятствий путей, ведущих к материальному и духовному счастью. Он сражался, чтобы устранить врагов, мешающих распространению света ислама. И вот что удивительно: в течение этой войны, длившейся двадцать три года, погибло всего триста семьдесят пять человек. Столько же или даже больше людей погибают в наши дни ежемесячно в автокатастрофах!

Борьба Пророка Мухаммада против мединских иудеев

Иудеи никак не признавали, что наш Пророк выполняет пророческую миссию. А после успеха мусульман при Бадре начали действовать особенно злобно и рьяно, вступив в открытую вражду. С одной стороны, иудеи племени бану кайнука вступили в сговор с враждебными исламу силами и плели интриги против ислама и мусульман, а с другой – откровенно провоцировали Пророка, искали повода для столкновения с ним. Они говорили: “О, Мухаммад! Не возгордись, говоря, что в битве при Бадре одержал победу над несведущим в военном искусстве народом…”. Более того, по свидетельству Ибн аль-Асира, в этот момент люди из племени бану кайнука совершили нападение на одну женщину-мусульманку4. Таким образом, иудеи этого племени первыми в Лучезарной Медине нарушили обычаи, совершили провокационные действия, напав на мусульманских женщин.

Другое племя, бану надр, сначала заключило договор с нашим Пророком, но затем тайком сговорилось с курейшитами, объединившись с ними против него. И племя бану курайза нарушило договор с мусульманами в тяжелый, критический для них момент – во время Хандакской битвы переметнувшись на сторону курейшитов.

Как отмечает Хасан Ибрагим Хасан в своей книге “История ислама”, несмотря на эти постоянные предательские удары мединских иудеев, Пророк не нарушал принципов справедливости, честности и гуманности. Хотя они предали ислам и нанесли ему удар в спину, их наказали строго в соответствии с тяжестью преступления, совершенного ими против ислама и мусульман5.

Ненависть и злоба иудеев не угасала, продолжая гореть и после Хандакской битвы. Они подмешивали яд в пищу Пророка, постоянно готовили на него покушения и одновременно провоцировали врагов ислама на столкновение с мусульманами. Они тайком и открыто готовились к войне, постоянно плели интриги и сеяли смуту в Лучезарной Медине. Учитывая все это, Пророк приказал им покинуть город, чтобы сохранить спокойствие и безопасность в исламской столице. Изгнанные из Медины и другие иудеи собрались в Хайбаре, который сделали своим форпостом.

Положение осложнялось все больше и больше, потому что иудеи Хайбара, с одной стороны, притесняли неимущих арабов, осуществляя сомнительные торговые операции, а с другой – вступали в сговор то с курейшитами, то с византийцами и пытались во что бы то ни стало победить мусульман, погасить свет ислама. Чтобы раз и навсегда пресечь все эти бесконечные интриги, Пророк издал распоряжение, согласно которому Хайбар должен был управляться в соответствии с исламскими законами. Победив в Ахзабской битве, он установил над иудеями справедливое правление Аллаха. В результате этой победы, во-первых, в среде иудеев был установлен новый порядок, в корне пресекались все их попытки причинить вред; во-вторых, было обеспечено безопасное будущее ислама и мусульман.

Иудеи изменяли мусульманам, предавали их и после смерти Пророка в эпоху правления праведных халифов. Они подбивали людей отказываться от мусульманской веры, подстрекали правителей Византийской империи напасть на мусульман, когда те были заняты решением своих внутренних проблем, создали шпионскую сеть, работавшую на сасанидов и византийцев. Иначе говоря, они ни на секунду не отказывались от попыток уничтожить ислам. Наконец, они совершили покушение на Абдуллу – сына правителя правоверных досточтимого Омара. В итоге халиф Омар, посоветовавшись со сподвижниками и основываясь на словах нашего Пророка, решил переселить иудеев с Аравийского полуострова в удаленные от столицы районы, где им были предоставлены недвижимое имущество и земля.

Разве современные государства, совершись против них сейчас то, что в то время совершали иудеи против мусульман, поступили бы иначе?

Поход Пророка Мухаммада против христиан-гасса нидов

В восьмом году хиджры наш Пророк направил Шуджа бин Вахб аль-Асади к царю гассанидов Харису, союзнику Византии, с исполненным достоинства посланием, в котором призывал их принять ислам. Нарушив принятый в межгосударственных отношениях принцип неприкосновенности посла, Харис убил посланника и, объявив о своем желании напасть на Медину, попросил помощи у византийского императора. Он начал снаряжать огромную армию, но Пророк вовремя узнал об этом и отправил в долину Мута трехтысячное войско под командованием Зейда ибн Хариса6. В долине Мута мусульмане столкнулись с войском гассанидов, получившим подкрепление из Византии и превосходившим их силы в двадцать-тридцать раз. Однако благодаря искусным маневрам Халида ибн Валида7 мусульмане, понеся незначительные потери, заставили отступить врага и вернулись в Медину.

В последующие годы действия византийцев и сасанидов приняли еще более серьезный характер, число подстрекателей увеличилось. Однако описанные нами вкратце оборонительные сражения были основными из тех, что произошли при жизни Пророка. Можно сказать, что в течение всей своей светлой жизни он ни разу не обнажал меча, пока его не вынудили к этому, ведь он выполнял пророческую миссию. На нем лежала обязанность распространить по всему свету, донести до всего человечества полученные им от Аллаха послания. Он был Посланник Божий, и благодаря распространяемым им посланиям все человечество пробудится для веры в Создателя, для истины, счастья. Выполняя эту благородную миссию, Пророк обязательно должен был столкнуться с препятствиями, подобными вышеописанным, что и произошло. Но Посланник Аллаха преодолел их одно за другим и, хотя некоторые ограниченные люди не признают этого, достиг прекраснейших результатов, а это – главное.

Пророк был ниспослан на землю, чтобы завоевать сердца людей драгоценными доводами Корана, чтобы пробудить человечество для счастья в обоих мирах, сплотить вокруг Аллаха рассеявшиеся сердца и указать им путь к единобожию, восстановив среди людей нарушенное равновесие и попранное равноправие, чтобы установить во всем мире божественную справедливость, показать, что такое истинная честь, совесть, достоинство, жизнь. Выполняя эту великую миссию, он должен был обращаться к умам, сердцам, душам и ни в коем случае не применять силу. Действительно, он выбрал путь убеждения и обучения, действуя по божественному принципу: “Нет принуждения в религии…” (Священный Коран, 2:257). Он воздействовал на умы и сердца, следуя светлому правилу: “Зови к пути Господа с мудростью и хорошим увещанием и препирайся с ними тем, что лучше…” (Священный Коран, 16:126). Узнав же благодаря аяту, что не следует смешивать пророческую миссию и тиранство: “Скажи: “Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику! А если отвернетесь, то на нем – то, что возложено на него, и на вас – то, что возложено на вас. И если будете ему повиноваться, то пойдете по прямой дороге. На посланнике – только ясная передача”” (Священный Коран, 24:53), руководствовался следующим предостережением Аллаха и продолжил путь, освещаемый следующим откровением: “И Мы не посылаем посланцев, иначе как вестниками и увещателями…” (Священный Коран, 18:54). Он продолжал свой путь, несмотря на все противодействия и препятствия. Не замечая совершаемого по отношению к нему зла, он без устали годами искал людей с чистой душой и чистой совестью, взывал к их сердцам, обращался к тем, кто не погряз в неверии и безбожии, и в самых тяжелых условиях не отказался от выполняемой миссии.

Когда же свет истины озарил весь мир, привыкшие к тьме, злу и несправедливости сильно забеспокоились и выступили единым фронтом, чтобы любой ценой погасить этот свет. Однако это благородное дело, выполняемое по повелению Аллаха и являвшееся обязанностью Пророка, уже овладело умами и сердцами мусульман, стало их мировоззрением. Отныне что бы ни произошло нельзя было даже представить, чтобы люди, посвятившие себя освобождению разума человека от невежества, разоблачавшие мифы, изгонявшие идолов из храмов и сердец, защищавшие слабых и угнетенных, предотвращавшие всякого рода зло и произвол, утверждавшие свободу веры и убеждений, спокойно, мирно распространявшие свет ислама, устанавливавшие справедливость, равенство и братство, могли свернуть с этого ясного пути.

С тех пор уничтожение тех, кто мешал освещению мира сиянием истины, ответ тем, кто посягал на ислам, наказание тех, кто хотел погасить его свет, стали необходимыми во имя мира и спокойствия. Однако все это вовсе не означает, что распространение ислама сопровождалось насилием.

Во-первых, во многих местах, где с тех пор и до наших дней господствует ислам, он утвердился без вмешательства военной силы. При жизни Пророка он распространился подобным образом среди арабов, а затем точно так же утвердился в Африке и Южной Азии. Можно даже сказать, что первые мусульмане не агитировали принимать ислам, они просто завоевали сердца людей и, приведя их к исламу, сплотились с ними. Действительно, за небольшим исключением мусульмане были суровы только к тем, кто препятствовал восстановлению равновесия в мире, не давал помогать угнетенным и страдающим, мешал распространению ислама. Они наказывали злодеев, тиранов, врагов истины и ни разу не изменили справедливости и правде.

Если и есть на свете община, которая, даже наказывая, воюя, даже убивая того, кто достоин смерти, не изменяет справедливости, то это община мусульман. Вот всего лишь несколько принципов, которым она следует со времени правления первых халифов:

1. Не будьте вероломны и ни в коем случае не занимайтесь грабежами.
2. Не будьте жестоки даже к врагам и не применяйте пыток.
3. Ни в коем случае не трогайте маленьких детей.
4. Не трогайте стариков и женщин.
5. Не рубите финиковые пальмы, не уничтожайте садов и посевов.
6. Не убивайте овец, коров, верблюдов.
7. Не трогайте людей, укрывшихся в храмах и совершающих богослужение8.

Хотя мы изложили только часть принципов, которых придерживались совершающие джихад мусульмане, но даже по ним можно судить, насколько отстали от этих людей наши современники.

Ислам запретил пытать врагов, сжигать и грабить их сады и посевы. Он следовал принципу объявлять о начале войны, прежде чем приступить к ее ведению. Даже готовясь к войне, мусульмане старались убедить врага, объяснить ему истину, призывали его принять ислам. Если же война была неизбежной, то велась она исключительно во имя утверждения высочайшего имени Аллаха во всех уголках земли, и этому принципу никогда не изменяли. Именно благодаря тому, что мусульмане были бескорыстны и искренни, делали все во имя Аллаха, начинали любое дело и трудились во имя Аллаха, в завоеванных ими местах быстро устанавливался мир и порядок, а вслед за этим огромное количество людей принимало ислам. Ведь иначе ничем не объяснить тот факт, что кучка людей, пришедших из пустыни, установила свою власть на трех континентах и поддерживала ее в течение столетий. В истории было множество империй, созданных силой оружия, но все они пали, потерпев крах вместе со своими основателями. Сейчас от них не осталось и следа. Ислам же вопреки внешнему давлению и противодействию на протяжении тысячи с лишним лет все еще сохраняет свое влияние во многих регионах мира, и секрет этого состоит в присущем ему духе миролюбия, доверия и уважения к народам, в его стремлении к спокойствию.

Итак, оружие и сила – не главное в исламе, они подвластны идее, охраняют мудрость Корана и защищают свет ислама. Они применяются против тех, кто видит правду в силе, для кого главное – только практическая сторона жизни, кто получает удовольствие от зла и жестокости, считает себя полубогом, у кого темная душа. С помощью оружия эти люди восстанавливают справедливость, даруют свободу мысли, помогают угнетенным и страдающим, дают пристанище и становятся опорой для всех слабых и беспомощных. В результате у каждого появляется возможность выбора и свободы веры, а этого достаточно для того, чтобы каждый принял ислам, являющийся воплощением чистой совести, здравого смысла, разума, логики, тонкого вкуса.

Воистину – это учение, которого ищет дух, естественное, ненадуманное учение, покорившее мышление и логику. Оружие же противостоит человеку, считающему, что главное в жизни – сила и мощь. Красота ислама уничтожает демонов, нападающих на истину, ту истину, которая ведет к прекрасной стране мусульманства и указывает чистым, страдающим, ищущим еe людям мосты, которые приведут их к вечному счастью.

Фактически, вплоть до сегодняшнего дня враги ислама, чтобы скрыть совершенные ими зло, зверства, грабежи, собственную кровожадность, чтобы отвлечь внимание, всячески стараются очернить мусульман и мусульманство.

Злодеяния совершал использовавший оружие и силу фараон. Он объявил войну идолам, закрыл все храмы, чтобы заставить свой народ поклоняться Атону. Буддизм своим распространением на Цейлоне и в Южной Азии обязан политике угнетения и насилия царя Ашоки. Маздаизм “плыл” точно корабль в море крови, пролитой царем Кавадом, и вместе с ним канул в Лету. Начиная с 313 года, христианство навязывалось императором Константином, который с этой целью вел политику угнетения и насилия. Трудно описать то, что сделали с мусульманами крестоносцы. Во имя христианства они разрушали все на своем пути, убивали людей независимо от пола и возраста, грабили храмы и гробницы, превращали в хлев мечети. Живые свидетели этому – их книги и выставленные ими напоказ древние произведения исламского искусства.

А Израиль!.. Как же могут считаться объективными западные писаки и их неразумные подражатели в исламском мире, если они не видят или делают вид, что не видят творимые этой страной деяния?!

Наши слова – вовсе не абстрактные утверждения, они опираются на аргументы. Это убедительно доказано в трудах сотен честных ученых, как Томас Карлейль и Арнольд Тойнби. Они утверждают, что ислам не устраивал бессмысленных кровопролитий, не использовал бездумно силу и оружие на землях, в которые он приходил.

Считаем полезным напомнить несколько фактов.

1. Как только мусульмане заняли Дамаск, большинство его жителей приняло ислам. Другие же сначала стали ахлуз-зимма9, а потом один за другим решили выбрать ислам. Более того, когда возникла угроза нового завоевания Дамаска византийцами, христианское население заполнило церкви, молясь о победе мусульман.

2. В книге “Призыв к исламу” Томас Карлейл пишет, что до прихода мусульман население всех завоеванных византийцами африканских стран, особенно Египта, притеснялось христианскими правителями. Оживший благодаря мусульманству Египет превратился в важный центр, из которого осуществлялось покорение всей Африки, а в дальнейшем он стал колыбелью науки и культуры.

3. Не только наши друзья, но и некоторые противники признают, что народ Испании стремился принять ислам, и в течение восьми веков эта страна была крупным центром науки и культуры. Описать то, к чему привело позднее влияние западной цивилизации, нам не позволяет этика.

4. Османцы действовали справедливо, открыто проявляя милосердие, завоевывая Стамбул, Балканы, Восточную Европу, и эти завоевания открыли народам этих стран дорогу к исламу.

5. Всеми признано, что народ Маверауннахра10, а затем и сельджуки приняли ислам по собственной воле и желанию, став в течение столетий его знаменосцами. Своим развитием они обязаны свету ислама.

6. Фактически в Уганду, Сомали, на Суматру, Яву, Филиппины ислам принесли суфии и дервиши. Благодаря приветливому обращению этих доброжелательных наставников исламу везде оказывался благодушный прием. Новая вера укоренилась там, поскольку люди принимали еe добровольно. Это подтверждают такие объективные ученые, как Томас Карлейль, Гюстав Лебон, Арнольд Тойнби.

С самого начала и вплоть до наших дней во всех странах, покоренных исламом, мусульмане воспринимались как ангелы-хранители, и никогда зиммии на них не жаловались. Мир и спокойствие длились до тех пор, пока Запад не спровоцировал этих людей, не вызвал своего рода цепную реакцию событий, свидетелями которых мы сегодня являемся. Правда, народы, вовлеченные в игры Запада впоследствии раскаялись в содеянном, но было уже поздно.

Да, ислам – это единственное, не имеющее себе равных учение, которое с самого своего появления провозгласило принцип мира во всем мире, которое созвучно разуму, душе, совести и которое одержало победу над своими противниками путем убеждения. Представляющие эту доктрину мусульмане, благодаря чистому сиянию Корана и сунны, которым они преданы всей душой, видели во вселенной “колыбель братства” и искали пути, ведущие к диалогу с каждым человеком. Говоря им: “Аллах запрета не дает вам доброту и справедливость проявлять к тем людям, кто за вашу веру с вами не сражался, не изгонял из дома вас. Поистине, Бог любит справедливых!” (Священный Коран, 60:8), Коран тем самым утверждал приоритет человеколюбия и указывал самую возвышенную для правоверных цель. Более того, можно сказать, что он призывал быть добрыми и милосердными по отношению ко всем. Коран велит: “И завещали Мы человеку его родителей. Мать носит его со слабостью поверх слабости, отлучение его – в два года. Благодари Меня и твоих родителей: ко Мне возвращение. А если они будут усердствовать, чтобы ты придал Мне в сотоварищи то, о чем у тебя нет никакого знания, то не повинуйся им. Сопровождай их в этом мире в добре и следуй по пути тех, кто обратился ко Мне…” (Священный Коран, 31:13-14), то есть наставляет детей-мусульман почтительно относиться к родителям-язычникам. Божественное откровение указывает, как следует внушать истину христианам и иудеям: “И не препирайтесь с обладателями книги, иначе как чем-нибудь лучшим…” (Священный Коран, 29:45).

Именно поэтому на протяжении всей своей жизни Пророк проявлял уважительное отношение ко всем, кто прибегнул к защите ислама. Он уравнял ахлузимма в юридических правах с мусульманами, и те всегда чувствовали, что Пророк является воплощением милосердия. Когда они приглашали Пророка куда-либо, он всегда принимал приглашение, проявлял уважение к их покойникам, навещал их больных. Он брал у христиан и иудеев в долг, давал им взаймы, торговал с ними, а тех, кто принял покровительство мусульман, берег как зеницу ока. Провозгласив: “Кто обижает зиммиев – не мусульманин” (Абу Дауд), Пророк наилучшим образом сформулировал права этих людей. Говоря: “Кто убьет кого-либо из ахлуз-зимма, не почувствует аромата рая” (Имам Бухари, Ахмед бин Ханбал), – он предсказал, что притесняющие зиммиев не попадут в рай. Таким образом, Пророк доказал, что в высшей степени воплощает собой человеческое достоинство. Последующие исламские правители, за небольшим досадным исключением, берегли оставленные им в наследство драгоценные традиции и осуществляли такое же справедливое правление, что и в его светлую эпоху.

Да снизойдет на них благодать Всевышнего!


1. Таиф – город среди горной гряды Сарат, расположенный в 120 км. к югу от Мекки.
2. Медина (Ясриб) – город, куда совершили переселение (хиджру) Пророк Мухаммад (с.а.с.) и его сподвижники.
3. Ансары (помощники) – жители Медины из племени Авс и Хазрадж, принявшие ислам и оказавшие всяческую помощь Пророку Мухаммаду и мекканским мусульманам.
4. “Аль-камил”. т. 2, с.96.
5. Х. Ибрахим Хасан. “История ислама”. т. I, с. 132.
6. Зейд бин Харис – один из первых мусульман, бывший до принятия ислама в рабстве.
7. Халид бин Валид – сподвижник Пророка Мухаммада, выдающийся военачальник. Принял ислам незадолго до взятия Мекки мусульманами.
8. “Аль-камил”, т. III, с. 227; Табари, т. III, с.226.
9. Ахлуз-зимма или зиммии (“находящиеся под покровительством”) – иноверцы, признавшие власть мусульман, платящие подушную подать и получившие за это покровительство (зимма) государства наравне с мусульманами.
10. Маверауннахр – буквально означает “то, что за рекой”. Имеются в виду территории, лежащие за рекой Амударья.

Комментарии
Loading...